Византийские алтарные преграды
В византийских храмах устанавливались иконостасы из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Главный вход в алтарь, царские врата, находился посредине преграды, а по бокам - малые дьяконские двери. Преграды могли быть деревянные, каменные или металлические. В любом случае, они богато декорировались.
Примером Византийского иконостаса в нашем исполнении может служить иконостас в храме св. Екатерины в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга.
Поствизантийские иконостасы
В поствизантийский период алтарная преграда преображается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас закрывал алтарь полностью, чем очень походил на высокие русские иконостасы.
Подобный иконостас изготовлен нами в храме «Николая Чудотворца» на Патриаршем подворье г.Екатеринбурга.
Древнеруские алтарные преграды
Первоначально внутреннее убранство древнерусских храмов повторяло византийские обычаи. В деревянных церквях на Руси не было настенной росписи, поэтому иконы для иконостаса приобретали более важное значение. Их количество могло увеличиваться, и за счет этого росла и сама алтарная преграда.
Многоярусный иконостас отличался особой конструкцией. Иконостасы XV—XVII вв (исключая конец XVII века) называли тябловыми. Слово «тябло» происходит от искаженного греческого «темплон», что означает горизонтальную балку. Такие балки-тябла служили своеобразными горизонтальными полками, на которых крепились иконы. Их расписывали орнаментом или украшали окладом, декорируя таким образом лаконичную конструкцию иконостаса. Спустя некоторое время уже появились и вертикальные столбики между иконами, которые тоже украшались. В то же время появился и резной иконостас – царские врата и их обрамление обильно украшались резьбой и другим декором.
Иконостас в древнерусском стиле изготовлен нами в храме святых великомучеников Царственных Страстотерпцев в одноименном мужском монастыре на Ганиной Яме под Екатеринбургом.
Московский или нарышкинский стиль
Этот стиль появился в русском искусстве в конце XVII века. За короткий период с конца 1680-х по начало 1700-х гг. в нем было построено множество церквей и несколько крупных соборов. Новое архитектурное оформление храмов не могло не вызвать и изменения в оформлении иконостаса.
Этот период можно также назвать расцветом резного иконостаса. Ещё патриарх Никон пользовался услугами украинских и белорусских резчиков, которые принесли в Россию новую форму резьбы. Кроме этого из Голландии и Фландрии к нам пришла виртуозная ажурная барочная резьба, названная флемской. Это была объемная резьба с преобладанием натуралистических растительных мотивов виноградной лозы и других растений. Традиционные русские столбики и тябла заменил красивый резной
иконостас, украшенный витыми колоннами с капителями, увитыми лозой и несущими антаблемент. Таким образом, алтарная преграда приобрела форму ордерной системы.
В храмах, где интерьер был выполнен в нарышкинском стиле, новые декоративные формы очень хорошо прижились. Золочение иконостасов придавало им особую величественность. Такой иконостас выглядел, как пышная позолоченная рама с красочными вкраплениями икон, занимающая главенствующую роль в интерьере храма.
В московском или нарышкинском стиле сделаны нами иконостасы в трех пределах храма «Архангела Михаила» в с.Меркушино, подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.
Также мы можем спроектировать и изготовить иконостасы в любом другом стиле, будь то барокко или классицизм, или в стиле эклектики 19 века, в котором, к примеру, нами сделан иконостас в церкви «Успения Пресвятой Богородицы» в г.Верхняя Пышма недалеко от Екатеринбурга.