Проектирование и изготовление иконостастов. Православный иконостас.

Архитектурно-художественное объединение «Канон» предлагает проектирование и изготовление иконостасов, а так же другой церковной утвари  для христианских храмов. Православный иконостас представляет собой алтарную преграду, которая располагается от северной до южной стены храма, тем самым отделяя его алтарную часть от остального помещения.

Воссоздание исторического иконостаса – наша основная специальность. Наши мастера могут изготовить алтарные преграды в самых различных стилях разных исторических эпох. Приводим некоторые примеры стилевых решений интерьеров православных храмов.
Византийские алтарные преграды

В византийских храмах устанавливались иконостасы из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Главный вход в алтарь, царские врата, находился посредине преграды, а по бокам - малые дьяконские двери. Преграды могли быть деревянные, каменные или металлические. В любом случае, они богато декорировались.

Примером Византийского иконостаса в нашем исполнении может служить иконостас в храме св. Екатерины в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга.










Поствизантийские иконостасы

В поствизантийский период алтарная преграда преображается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас закрывал алтарь полностью, чем очень походил на высокие русские иконостасы.

Подобный иконостас изготовлен нами в храме «Николая Чудотворца» на Патриаршем подворье г.Екатеринбурга.










Древнеруские алтарные преграды

Первоначально внутреннее убранство древнерусских храмов повторяло византийские обычаи. В деревянных церквях на Руси не было настенной росписи, поэтому иконы для иконостаса приобретали более важное значение. Их количество могло увеличиваться, и за счет этого росла и сама алтарная преграда.

Многоярусный иконостас отличался особой конструкцией. Иконостасы XV—XVII вв (исключая конец XVII века) называли тябловыми. Слово «тябло» происходит от искаженного греческого «темплон», что означает горизонтальную балку. Такие балки-тябла служили своеобразными горизонтальными полками, на которых крепились иконы. Их расписывали орнаментом или украшали окладом, декорируя таким образом лаконичную конструкцию иконостаса. Спустя некоторое время уже появились и вертикальные столбики между иконами, которые тоже украшались. В то же время появился и резной иконостас – царские врата и их обрамление обильно украшались резьбой и другим декором.

Иконостас в древнерусском стиле изготовлен нами в храме святых великомучеников Царственных Страстотерпцев в одноименном мужском монастыре на Ганиной Яме под Екатеринбургом.


Московский или нарышкинский стиль

Этот стиль появился в русском искусстве в конце XVII века. За короткий период с конца 1680-х по начало 1700-х гг. в нем было построено множество церквей и несколько крупных соборов. Новое архитектурное оформление храмов не могло не вызвать и изменения в оформлении иконостаса.

Этот период можно также назвать расцветом резного иконостаса. Ещё патриарх Никон пользовался услугами украинских и белорусских резчиков, которые принесли в Россию новую форму резьбы. Кроме этого из Голландии и Фландрии к нам пришла виртуозная ажурная барочная резьба, названная флемской. Это была объемная резьба с преобладанием натуралистических растительных мотивов виноградной лозы и других растений. Традиционные русские столбики и тябла заменил красивый резной иконостас, украшенный витыми колоннами с капителями, увитыми лозой и несущими антаблемент. Таким образом, алтарная преграда приобрела форму ордерной системы.

В храмах, где интерьер был выполнен в нарышкинском стиле, новые декоративные формы очень хорошо прижились. Золочение иконостасов придавало им особую величественность. Такой иконостас выглядел, как пышная позолоченная рама с красочными вкраплениями икон, занимающая главенствующую роль в интерьере храма.

В московском или нарышкинском стиле сделаны нами иконостасы в трех пределах храма «Архангела Михаила» в с.Меркушино, подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Также мы можем спроектировать и изготовить иконостасы в любом другом стиле, будь то барокко или классицизм, или в стиле эклектики 19 века, в котором, к примеру, нами сделан иконостас в церкви «Успения Пресвятой Богородицы» в г.Верхняя Пышма недалеко от Екатеринбурга.
Мастера объединения «Канон» стремятся к воссозданию исторического иконостаса, свято чтя и оберегая традиции оформления православных храмов. Именно следование древним канонам позволяет нам обеспечить связь времен и стилистическую похожесть древнерусских и современных иконостасов. Это выгодно отличает нас от существующего  типового поточного, машинного производства иконостасов.

Мы считаем проектирование иконостасов ответственным процессом и обладаем для этого достаточно глубокими знаниями в области церковного искусства и традиций.
Цена проектирования и изготовления иконостасов  зависит от выбранного стиля, используемых пород дерева, сложности конструкции и резьбы, позолоты и других факторов.

Свяжитесь с нами, и мы с радостью выполним эту работу для вас.
Храм «Св. Екатерины» в г. Екатеринбурге. Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Иконостас и утварь храма выполнена в византийском стиле.
Храм "Святителя Николая" на Патриаршем подворье в Екатеринбурге. Иконостас выполнен в греческом стиле.
Храм «Михаила Архангела», с.Меркушино, Свердловской обл.,
подворье Ново-Тихвинского женского монастыря.
Храм «Успения Пресвятой Богородицы», г. Верхняя Пышма, Свердловской обл. Иконостасы центрального и бокового пределов, киоты выполнены в стиле русского иконостаса конца XIX века.